• Вход
  • Регистрация

Пресса


Золушка

«Золушку» поставили на рельсы: в театре «Современник» вспомнили сказку Евгения Шварца

В новой постановке злая мачеха читает рэп, король проносится по сцене в детской коляске, а в королевский дворец ведет почти настоящая железная дорога. «Спектакль для детей и их родителей» играют два раза в день: днем и вечером.

«Поезд до станции «Королевский дворец» задерживается на два часа. У машиниста плохое настроение!» — повторяет голос из громкоговорителя, пока зрители рассаживаются по местам и разглядывают неожиданную для «Золушки» декорацию. Живописно обшарпанные стены, красный автомат для газированной воды, металлические ячейки камеры хранения и два ряда стандартных желтых лавок. Примерно так и выглядят сотни маленьких станций — только на них нет таких красивых винтажных автоматов для газировки.

Спектакль начинается, на сцене появляются три человека в мешковатых костюмах, напоминающих форму пожарных, в касках с плюмажами, как у прусских пехотинцев, со свернутыми плакатами под мышкой. По идее на плакатах, расклеенных на маленьких станциях, должны быть фотографии тех, кого разыскивает милиция, но здесь на них портрет кудрявого молодого человека в короне набекрень и подпись «Королевский бал».

«Золушка» — одна из самых известных и любимых в народе сказок, причем знают ее в версии Евгения Шварца, а не Шарля Перро. Фильм, где короля играл Эраст Гарин, лесничего — Василий Меркурьев, а мачеху — Фаина Раневская, вышел в 1947 году, и киносценарий Шварца моментально разошелся на цитаты. Порой и про Шварца уже не помнят, но стоит кому-нибудь произнести: «Жаль, королевство маловато, разгуляться мне негде» — и в памяти сразу возникает хитрая улыбка Раневской. Поэтому задача у Екатерины Половцевой, постановщика «Золушки» в «Современнике», была непростая — вступить в диалог со знаменитым фильмом и перенести чудеса на сцену так, чтобы они не потеряли своих свойств.

Взяв в союзники художника Владимира Арефьева и задействовав театральную молодежь (в большинстве ролей — вчерашние выпускники), Половцева перенесла действие сказки из уютной сказочной страны на железнодорожный вокзал, откуда поезда идут по заранее известному маршруту в королевский дворец. Все остальное — по сценарию. Золушка, как ей и положено, волшебным образом появляется из печки, фея спускается к ней на парашюте, крыса превращается в кучера-рикшу, который увозит Золушку на бал. Кроме настоящей белой крысы на сцене появляется еще и светло-золотой ретривер; дети в восторге.

Путь, дорога, движение к чудесной цели — ключ к этой постановке; вдобавок к железной дороге, которая появляется еще в фойе театра, каждому персонажу режиссер подарила личное средство передвижения. Капризные сестры Золушки разъезжают по сцене в управляемой на манер дрезины ванне, король радостно прыгает в детскую коляску. Все в этой сказке движутся к одной цели — к счастью, но разными путями. И спектакль можно смотреть по-разному — радуясь череде кунштюков или слушая прекрасный текст Евгения Шварца, в котором всякий раз обнаруживаются новые грани.

Татьяна ФИЛИППОВА
«РБК-Стиль», 10 апреля 2014 года


Метки: Золушка