• Вход
  • Регистрация

Пресса


Скажите, люди, куда идет этот поезд...

Небылица в лицах

«Современник» отметил свое 60-летие премьерой спектакля о любви, войне и силе духа.

Торжества в честь своего юбилея «Современник» открыл премьерой спектакля «Скажите, люди, куда идет этот поезд» по пьесе молодого драматурга Анны Батуриной (оригинальное название  –  «Фронтовичка»). Режиссер Марина Брусникина прочитала авторский текст как  пылкое признание в ненависти к войне и любви к жизни. Вопреки опасно торжествующему сегодня лже-оптимизму, спектакль – напоминание: война рядом, и она – личная травма каждого. 

Героиня истории – красавица с балетной статью и солдатской выправкой  Мария Небылица (Виктория Романенко). В тылу ее задержал тиф, из-за него она потеряла ребенка и оказалась у матери своего возлюбленного (Илья Лыков)  в ожидании его счастливого возвращения. Сержант Кравчук приезжает, только под руку с беременной невестой. Фронтовичка  как умеет (а она не умеет) пытается заглушить боль, устраивается в местный Дом культуры преподавать балет.  За ней начинает ухаживать сначала блудливый добряк-директор Марк Анатольевич (как всегда органичный Сергей Гирин), затем  трогательный  гармонист-аккомпаниатор (отличная работа Николая Клямчука). Однако прежняя любовь возвращается. Как выясняется, ровно на одну ночь. Поверив отчаянным  словам Небылицы про несуществующий сифилис, достает нож.

Мелодраматический пафос этой истории заглушает пафос антивоенный. Война «вытравила в Небылице все женское», война научила ее ругаться матом, война сожгла в танке ее чудные волосы, война отобрала у нее не рожденного ребенка.  Потому герой ушел к «чистенькой», не воевавшей девочке. Чтобы не вспоминать больше о бесконечных попытках выжить на бойне. Но женская правда побеждает мужскую трусость: Небылица платит верностью за предательство, и любовью за убийство. И она ставит своим девочкам-ученицам оду «К радости» Бетховена, подчеркивая немецкое происхождение композитора. Главная сцена героини – надрывная цыганочка с выходом.  Главный  монолог -  о силе человеческого духа: «В войне люди не побеждают и страны не побеждают. Просто наступает новый день, и он такой солнечный, что можно, наконец, вынести на улицу и высушить все подушки, валенки, перины, поставить граммофон на подоконник и услышать Бетховена. Побеждают не люди, не страны, а Бетховен. Или что-то вроде того… Что-то совсем другое побеждает всегда…».

В спектакле замечательная сценография (автор – Николай Симонов). Необъятное клеверное поле: видео-задник сцены - ярко-розовое море цветов, на его фоне – уходящий в небо помост. Внизу - мрачный барак и белое солдатское исподнее на веревке.  Даже на уровне декораций неба и цветов в этом спектакле  больше, чем быта.

И все-таки, при всех плюсах, «Скажите, люди, куда идет этот поезд» это пока что яркая работа «на вырост». Молодым артистам еще предстоит научиться думать и играть о войне без лишней патетики, как всегда это делало старшее поколение «Современника». Одними глазами. Нутром, где многие смыслы и боль проявлялись в паузах и взглядах. 

Наталья ВИТВИЦКАЯ
журнал "Театрал", июль 2016 г.<br>