• Вход
  • Регистрация

Пресса


С наступающим...

То же, и Скляр

Новая версия комедии «С наступающим...» в театре «Современник»

«Современник», кажется, без потерь переехал на время ремонта своей основной площадки во Дворец на Яузе, элегантно обозвав эти вынужденные гастроли «сезонами на Яузе». Правда, публику прикармливали уже давно, постепенно приучая к новому адресу. Ремонт, кстати, кажется, все еще не начался, а его сроки между тем известны и неизменны – с момента начала работ до их окончания должно пройти 16 месяцев. Хочется, чтобы, помня песню Высоцкого, и допели, и дожили до этого счастья все.

Речь не об этом. «Современник» - не из тех театров, которые с трудом расстаются со своими достижениями. И надо сказать, об эффективности (важнейший сегодня показатель) работы театров можно судить по самым разным показателям, количество премьер – очень важный, но долгая жизнь спектаклей – много важнее, поскольку свидетельствует о заложенном когда-то потенциале. Ну, в «Ленкоме» это, конечно, «Юнона и Авось»: смотришь сегодня и поражаешься, как точно расставлены постановщиком колышки и кнопочки, на которые в нужный момент он как будто надавливает и зрители – сколько уже? сорок лет? больше? – неизменно смеются, плачут… В «Современнике» точно так же с 1989 года неизменно пользуется успехом совсем не Рэй Куни, а – страшная тюремная эпопея по автобиографической повести Евгении Гинзбург «Крутой маршрут.

Но сейчас как раз о комедии. Несколько лет назад в «Современнике» вышел спектакль Родиона Овчинникова «С наступающим…», новогодняя комедия для двух известных артистов, в пору премьеры у нее был даже некоторый крен в антрепризную сторону, поскольку одну из главных ролей, на пару с Сергеем Гармашом, играл Леонид Ярмольник. Потом, не знаю по каким причинам, Ярмольник покинул эту историю, спектакль сошел со сцены, а пользовался он большим успехом, играли его не только как новогоднюю сказку, в любое время года. И вот недавно – спектакль вернулся в афишу, новым партнером бессменного Сергея Гармаша стал петербуржец Игорь Скляр.

Ясное дело, что со Скляром прежний герой – известный телевизионный ведущий, шоумен а кроме того, если воспользоваться стихами Маршака, делец и банкир (возможно, и это), - совсем другой, поскольку не может Скляр сыграть то же самое, что играл Ярмольник. Так оно и есть.

Переполненный зал, репризная пьеса чем дальше, тем чаще прерывается аплодисментами, финальные овации, режиссер (или сам актер) не отказывают себе и публике в удовольствии и во втором действии Скляр поет (зал подхватывает) свой ранний, прославивший его на всю большую страну шлягер про на недельку в Комарово. Очень хороши, как и прежде эпизодические выходы, когда актерам удается в нескольких минутах сыграть этюд «про жизнь», «судьбу» - у Дарьи Белоусовой, Владимира Суворова, в эпизоде замечателен Николай Попков, который играет театрального критика, к которому у каждого из двух героев, актеров, в прошлом – однокурсников, - свой счет. Строгий счет. «Так ты критик??!!» - когда герой Гармаша подступается к соседу с этим вопрсом, становится вправду уже не смешно, а страшно. Ревнивый муж – герой Скляра не так был зол и страшен, как в эти вот секунды герой Гармаша.

Но вот что занятно, с неожиданной – географической, если можно так сказать, точки зрения. Ярмольник – из светских героев, когда он выходил в этой роли, особого разнообразия в игре не было, но что точно было – понимание, КОГО именно играет актер. Не буквально – Эрнста или Урганта (хотя совершенно ясно, что это – разные типы, разные истории, разные характеры, в конце концов). А в принципе, так сказать. А Скляр – не из нашей столичной тусовки, он играет интересно, сложно, но самого героя он как будто недоугадывает, сам себе точно не может ответить на вопрос, кто он – Ургант или Эрнст? Вот что делает разница в 700 километров. Но эта мелочь не мешает публике получить удовольствие, как говорится, по полной программе.

Григорий ЗАСЛАВСКИЙ
"Независимая газета" от 26.01.2016