• Вход
  • Регистрация

Пресса


Мурлин Мурло

Несовременная комедия в театре "Современник"

Возвращение "Мурлин Мурло"

Вчера вечером в театре «Современник» сыграли спектакль «Мурлин Мурло». В афише театра эта пьеса Николая Коляды – с 1990 года, собственно говоря, именно спектакль Галины Волчек принес Коляде тогда всесоюзную славу. С тех пор спектакль играли безо всяких дублеров на протяжении 18 лет, с небольшими перерывами, едва ли не самый долгий случился сейчас, после того как в ноябре прошлого года Сергей Гармаш, Елена Яковлева, Нина Дорошина и Валерий Шальных в последний раз сыграли свои роли, чтобы передать их другим, молодым. В афише марта «Мурлин Мурло» специально обозначен: «Возвращение спектакля».

Кто-то наверняка упрекнет «Современник» в излишней привязанности к прежним успехам – в новой редакции здесь идут «Три сестры» и «Вишневый сад» в постановке Галины Волчек, теперь к ним добавится еще и «Мурлин Мурло». Но если бы «Современник» не затеял перестройку спектакля, не сегодня завтра посыпались бы упреки: молодого специалиста играет актер, у которого уже седина вовсю, а героиню, которая мечтает забеременеть… Ну и т.д. Театр, конечно, искусство условное, но в «Современнике» решили, что всякая условность имеет границы.

И вот Сергей Гармаш, который играл в «Мурлин Мурло» одну из главных ролей, дебютировал как режиссер-педагог. Именно он передавал свои знания и опыт новым исполнителям – Артуру Смольянинову, Ульяне Лаптевой, Дарье Белоусовой и Шамилю Хаматову.

Получилось по меньшей мере интересно. До удачи пока далеко. В исполнении Ульяны Лаптевой и Артура Смольянинова, на мой взгляд, сильно слышны интонации их предшественников – Нины Дорошиной и Сергея Гармаша соответственно. Если в случае с сестрой-маляршей, которую играет Лаптева, наверное, речь о невероятно сильной индивидуальности Дорошиной, из-под обаяния которой трудно выбраться то у Смольянинова ситуация сложнее: очевидна близость темпераментов двух актеров, так что если Смольянинов начнет играть иначе или попытается играть не так, как Гармаш, он одновременно изменит и своей собственной индивидуальности, станет убегать от самого себя. По-другому, не как до них играли Елена Яковлева (Ольга по прозвищу Мурлин Мурло) и Валерий Шальных (приезжий из столицы в глухую провинцию молодой специалист), играют Дарья Белоусова и Шамиль Хаматов. Но платой за эту иную манеру становится игра, которая пока распадается на отдельные фрагменты, правда, хорошие по отдельности.

Естественный вопрос: что же тогда интересного? Интересна пьеса, ее звучание. Коляда, чуткий к уличной речи, отзывчивый к тем, кто оказался на окраине жизни и страны. Бесконечные присказки, украшающие не слишком разнообразную речь героев: «Голова – не ж...: завяжи и лежи»; невыдуманные словечки, вроде «вонятки»: в Шипиловске, где живут герои и куда приезжает герой Хаматова, отовсюду плохо пахнет. Если ветер с одной стороны, запах идет с птицефабрики, с другой – с химкомбината. Такая жизнь, которая заставляет Инну (Ульяна Лаптева) не верить, что где-то есть Москва и Ленинград... «Я думаю вот, – говорит она, – что, кроме нашего Шипиловска долбаного, ничего на белом свете нет».

Когда спектакль вышел – тогда, в 1990 году, – жанр его определили так: современная комедия. Сегодня современной ее назвать уже нельзя: без малого 20 лет спустя, все эти реалии ушли в прошлое. И перестройка, и генсек Горбачев, и даже молодые специалисты... Человеческие отношения остались, конечно. И провинция, с такою же беспросветной жизнью. С надеждой бросить все и уехать далеко-далеко, где есть другая, счастливая жизнь... Это осталось. И боль в глазах Мурлин Мурло – Дарьи Белоусовой, и беспредел ее соседа-любовника Михаила (Артур Смольянинов), и, получается, все остальное.

Любопытно, что в афише «Современника» возвращенная «Мурлин Мурло» соседствует с проектом «Опыты», в который вошли четыре работы на Другой сцене театра, где молодые режиссеры, некоторые – еще студенты, и отчасти те же самые актеры, что играют в «Мурлин Мурло», попробовали свои силы на предмет возможного дальнейшего сотрудничества. Если воспользоваться метафорой молодой крови, то Галина Волчек об этом сказала так: хотелось проверить, подходит нам эта кровь или нет. Выяснилось, что подходит. Первоначально рассчитывали сыграть по разу и дальше обсуждать уже какие-то другие проекты – ведь и костюмы, и декорации подбирали из того, что есть. В итоге все четыре спектакля решили играть и дальше. И если случится такая возможность, посмотрите «Спектакль» ученика Марка Захарова Михаила Покрасса, где среди других играет Артур Смольянинов, а также Илья Древнов и Елена Плаксина. Или – «Пижранет» с Ульяной Плаксиной, чтобы сравнить схожие мотивы этих пьес с их же игрой в «Мурлин Мурло». Хотя, если говорить об «Опытах», самой удачной вышла, на мой взгляд, работа ученицы Сергея Женовача Екатерины Половцевой, которая взяла раннюю пьесу Островского «Неожиданный случай», этакая «Женитьба» Гоголя наоборот, где товарищ не женит друга, а, напротив, отговаривает от неверного шага. Вот это короткий спектакль для удовольствия. Тут уж – если рассуждать об искусстве – и следование в русле учителя Сергея Женовача, и какое-то очень естественное, живое приятие его традиции. И смешно по-настоящему.

В «Мурлин Мурло» тоже немало смешного, хотя в целом этот возвращенный спектакль предлагает более сложный комплекс эмоций.

Григорий ЗАСЛАВСКИЙ
«Независимая газета», 26 марта 2009 года