• Вход
  • Регистрация

Пресса


Игра в джин

"Игра в джин" в Современнике

Этот спектакль, едва появившись в репертуаре, уже популярен у зрителей настолько, что билеты на него разлетаются со скоростью света. Увидеть вместе Валентина Гафта и Лию Ахеджакову, да еще в постановке Галины Волчек, не так часто выпускающей новые работы, – дорогого стоит. Пьеса Дональда Кобурна не теряет своей популярности уже много лет: смешная лирическая история о двух немолодых людях, встретившихся в богадельне и от скуки начавших играть в карты, вписывается в любое время.

Пространство, придуманное Павлом Каплевичем, напоминает и веранду с застекленными стенами, и медицинский кабинет, и жилую комнату в давно заброшенном доме. Там, за дверями, – какой-то иной мир: тени, стоны, мелькания света. А здесь спокойно. Неудивительно, что отвыкших от человеческого общества героев, Веллера Мартина и Фонсию Дорси, интуиция приводит именно сюда.

Валентин Гафт и Лия Ахеджакова – серьезные мастера и давние партнеры. Наблюдать за их сценическими взаимоотношениями – одно удовольствие. Так тонко реагируют они друг на друга, так красиво звучит их дуэт. И какие разные их герои – словно из параллельных вселенных. Веллер у Гафта – ершистый «вечный подросток», колкий, неуживчивый, самолюбивый. Он обижен на все человечество, но при этом раним и очень хочет, чтобы его любили. Опущенные плечи, неловкие движения – и горящие глаза, звучный голос человека, еще способного побороться за место под солнцем. Фонсия у Ахеджаковой – легкая, изящная, женственная (одни ее наряды чего стоят – яркие цвета, бантик в волосах, модные туфельки). Но за ее кокетством и переливающимися интонациями чувствуется железобетонный характер. Эти Веллер и Фонсия стоят друг друга: многое потеряв в жизни, оставшись в одиночестве, они одновременно чувствуют и взаимное притяжение, и желание ранить как можно больнее.

В финале, когда пресловутая игра в джин уже начинает походить на безумие, традиционное действие вдруг опрокидывается в абсурд. Шелестящий карточный дождь засыпает комнату и героев. И возникает ощущение, что они останутся здесь навсегда. Обреченные на общество друг друга.

Постановка Г. Волчек. Сценография и костюмы П. Каплевича. Композитор А. Бакши. Постановка звукового действия Л. Бакши. Режиссер видеоряда Р. Гиматдинова.

Алиса НИКОЛЬСКАЯ
«Театральная Афиша», февраль 2014 года


Метки: Игра в джин