• Вход
  • Регистрация

Пресса


Декамерон

«Декамерон» театра «Современник» - «Чума» как смертельный диагноз эпохи Возрождения или тотальная бесчувственность современного мира?

Из века в век миллионы людей ищут ответ на вопрос: «Что такое любовь?», и находят или не находят его, ведь у каждого своё понимание этого светлого Чувства. Легендарный французский философ Ларошфуко́ сказал: «Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел». Вот и в мире искусства, как во всём на планете, тема Любви присутствует всегда, но как тонко заметил философ, говорить о ней не значит видеть, это не передаётся логическому объяснению и научным характеристикам, её шлейф либо витает в воздухе, либо нет.

Невозможно не отметить, что ценности и нравы в течении столетий, в результате влияния тех или иных факторов претерпевают значительные изменения и трансформации: то, что раньше казалось недопустимой низостью, сейчас считается вполне нормальным и обыденным, а прошлые традиции и общественные устои в современном мире порой воспринимаются варварскими и нелепыми... Но одно неизменно всегда: люди верят в любовь и мечтают испытать это волшебное чувство. Искусство в той или иной степени помогает им в этом.

Семь веков назад итальянец Джованни Боккаччо написал «Декамерон». Не смог промолчать, настолько был удручен падением нравов, но обошелся без назидательности, весело и легко рассказал сто новелл о людских пороках – пикантных, пряных, смешных, мудрых историй.

Свою трактовку произведения на театральной сцене представляет режиссёр Кирилл Вытоптов. известный московским зрителям по спектаклям «Деревенский анекдот» и «Серёжа». Премьера спектакля «Декамерон» состоялась осенью 2015 года на сцене театра «Современник» во Дворце на Яузе. Пока основная сцена театра на Чистопрудном бульваре находится на реконструкции, спектакли “Современника» идут в здании Дворца на Яузе. Первый «Декамерон» 2016 года с аншлагом прошёл 23 января.

В сценическую фантазию по «Декамерону» вошли 8 новелл — «Сэр Чапелетто», «Дочь лекаря», «Честнейшая из жён», «Сокол», «Ангел», «Алатиэль», «Сказка о царе Соломоне» и «Рыцарь сказал — рыцарь сделал». Художественное оформление и костюмы Наны Абдрашитовой.

Роли исполняют актёры театра «Современник»: Дарья Белоусова, Никита Ефремов, Дмитрий Гирев, Николай Клямчук, Елена Козина, Клавдия Коршунова, Ульяна Лаптева, Анна Леванова, Илья Лыков, Тимофей Маркин, Евгений Матвеев, Елена Плаксина, Виктория Романенко, Наталья Ушакова, Анна Шевчук, Марина Хазова, Владислав Федченко. Молодые актёры «Современника» играют с душой, эмоционально, ярко проживают на сцене разные ситуации и тонко передают характеры и настроения.

Спектакль философский и эксцентричный. Время растворяется в придуманном сценическом пространстве, оно завораживает своей красотой, в которой не найти зазора между изысканностью эпохи Возрождения и экспрессией сегодняшнего дня.

По сюжету во дворец, спасаясь от охватившей город чумы, отправляются семь женщин и трое мужчин, по очереди они рассказывают друг другу разнообразные истории.

Что подразумевает под «чумой» Кирилл Вытоптов и вся команда спектакля? Очевидно, что в данной трактовке произведения это не физический диагноз, а скорее моральное падение общества, обесценивание нравственных ценностей и человеческих отношений, расчётливость и меркантильность, ложь и лицемерие, ханжество и пошлость. В одном из интервью молодой режиссер пояснил, что чума в спектакле символизирует болезнь века, а именно «тотальную бесчувственность мира, в котором живем».

«Декамерон» считается собранием фривольных историй, их эротическое содержание стало причиной того, что книгу «изъяли», а самого Боккаччо заставили отказаться от авторства.

«Декамерон» «Современника» не содержит ничего сверх-запретного и неприличного. От первоисточника в спектакле остался сквозной сюжет — трое благородных юношей и семь дам, образцово-показательная рассудительность главных героев и анекдотичность ситуаций. Единственное, что может вызвать колебания взрослых- показывать или не показывать спектакль детям, это то, что эстетика эпохи Возрождения на сцене соседствует с современными интерьерами, вместо классической музыки- поп-мелодии, а атмосфера дворцовых покоев быстро трансформируется в сауну и спа-салон.

Юмор постановки тоже довольно специфичен- для кого-то на грани фола, а для кого-то за гранью эстетики. Например, роза, доставаемая из трусов или аппетитное употребление героем содержимого ночного горшка с объяснением: «Мы же в театре, это - пирожное-картошка". Падение нравов зашифровано на полу-тонах, метафорично. Деградацию общества иллюстрируют шутливые мизансцены с «ангелом», который потом надевает медвежью шкуру или исповедь красавицы- Алатиэль, которую слушает монах.

Авторам спектакля «Декамерон» удалось зашифровать и тонко завуалировать в постановке довольно много, каждый зритель воспримет происходящее на сцене индивидуально сквозь призму личного восприятия и ощущений. Где фантазия, а где реальность, и что скрыто за героями и обстоятельствами? Уж не суровая ли действительность, тонко и изящна завуалированная с помощью метафор и олицетворений, сравнений, гротеска и конечно же, оригинальных актёрских -режиссёрских находок, технических и световых эффектов?

Перу английского писателя, Уильяма Теккерея принадлежит мудрый афоризм: «Мир — это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. Нахмурьтесь — и он, в свою очередь, кисло взглянет на вас; засмейтесь ему и вместе с ним — и он станет вашим весёлым, милым товарищем». Как показывает Жизнь, это аксиома, которая не требует доказательств.

Кто-то сочтёт новую постановку «Современника» гениальной, кто-то, напротив, скажет, что «Декамерон» - смелая фантазия, не имеющая ничего общего с классикой. Но так и должно быть-ведь сколько людей, столько и мнений. И эта интригующая загадка и смелая трактовка нового «Декамерона» уж точно стоит того, чтобы увидеть, прочувствовать и составить своё собственное мнение!

«Современнику» весной исполняется 60 лет, это не просто один из самых популярных театров, а уникальный «храм искусства», который на протяжении десятилетий остаётся верным лучшим театральным традициям и всегда идёт в ногу со временем, отображая самые важные его черты и глубокие проблемы, сохраняет разнообразие искусства, актуальность эпохи и ценности человеческой личности.

Юлия БУРУЛЕВА
Интернет-портал "World podium", 25.01.2016


Метки: Декамерон