• Вход
  • Регистрация

Новости


14 мая "Современник" отметил юбилей на Триумфальной площади в рамках фестиваля искусств "Черешневый лес"

16/05/2016

Грандиозный уличный праздник в честь 60-летнего юбилея московского театра «Современник» организовал открытый фестиваль искусств "Черешневый лес".  

14 мая на Триумфальной площади собралась легендарная труппа Современника - художественный руководитель Галина Волчек, Сергей Гармаш, Марина Неелова, Лия Ахеджакова, Алла Покровская, Валентин Гафт, Чулпан Хаматова, Артур Смольянинов, Алена Бабенко, Ольга Дроздова, молодые артисты и все все сотрудники театра.

Поздравить «Современник» с юбилеем пришли Олег Табаков, Марина Зудина, Евгений Евтушенко, Сергей Шакуров, Денис Евстигнеев, Катя Гердт, Михаил Ефремов, Александр Кибовский, Константин Райкин, Игорь Скляр, Игорь Угольников, Михаил Ширвиндт, Владимир Винокур, Максим Аверин, Игорь Миркурбанов, Татьяна Тарасова, Денис Мацуев, Лариса Рубальская, Иосиф Райхельгауз, Павел Каплевич, Михаил Барщевский, Мария Порошина, Евгений Сафонов, Камиль Ларин, Елена Захарова, Игорь Винокур, Алена Свиридова, Эвелина Хромченко, Этери Левиева, Ян Яновский, Рубен Варданян, Гор Нахапетян, Алексей Немов, Катя Лиепа, Сергей Николаевич, Ким Белов и многие другие.

Местом проведения праздника по праву была выбрана Триумфальная площадь. Именно здесь, на площади Маяковского, дом 1, через пять лет после своего рождения молодая труппа «Современника» обрела свой первый настоящий дом. До этого, со дня основания театра 15 апреля 1956 года, объединенные Олегом Ефремовым молодые артисты, вчерашние выпускники Школы-студии МХАТ, вынуждены были пять лет скитаться по случайным площадкам. «Современник» собирал переполненные залы, оставаясь по сути бездомным.

На один вечер 14 мая Триумфальная площадь погрузилась в атмосферу начала 1960-х годов: под сенью настоящего городского парка с качелями, театральными тумбами и мороженщицами вновь прогуливались девушки в пышных юбках в горошек и ярких блузках, а молодые люди щеголяли в брюках-дудочках и галстуках-«селедках». Атмосфера вечера была самая неформальная. На подмостках у памятника Маяковскому – символа оттепели, вновь, как и 60 лет назад, прозвучали мощные и яркие стихи - Пастернака, Бродского, Вознесенского, Евтушенко, Ахмадуллиной в исполнении актеров Современника Чулпан Хаматовой, Сергея Гармаша, Алены Бабенко, Артура Смольянинова.

На сцене-ракушке – непременном атрибуте всех городских парков конца 50-х годов – прошел настоящий летний музыкально-художественный вечер, который подготовили артисты «Современника». Они исполнили стихи поэтов-шестидесятников и любимые песни тех лет: «Нежность», «Часовые любви», «Хорошие девчата», «Ландыши», «Надежды маленький оркестрик.

В начале и середине 1960-х годов адрес на пересечении Садового кольца и улицы Горького (нынешней Тверской) вообще был особенным. Рядом с «Современником», очередь за билетами в который выстраивалась с ночи, под памятником Владимиру Маяковскому собирались молодые поэты и те, кто страстно мечтал услышать новые стихи Бэллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко. Тут же находилась и редакция журнала «Юность», где печаталась новая проза – тексты с иной интонацией, иным звучанием, свежим, правдивым. И авторы, в частности, Василий Аксенов, так и переходили из одного угла площади в другой – из редакции, где их публиковали, в театр, где их ставили.

Сразу после переезда «Современника» на Маяковку, артист соседнего Театра Сатиры и большой друг начинающего театра Александр Ширвиндт пошутил: «Дали сносное здание». Однако оно стало для молодой труппы настоящим домом – идеальным, лучшим и любимым. И все-таки «сносным» в одном из значений этого слова здание, к сожалению, оказалось: в 1974 году оно было разрушено. Тем не менее, популярность молодого театра была столь велика, что в сознании большинства москвичей «Современник» и площадь Маяковского слились воедино навсегда.

Время перемещений территориальных совпало в театре с перемещениями кадровыми. В 1970 году во МХАТ ушел Олег Ефремов, и два года его ученики: Галина Волчек, Лилия Толмачева, Олег Табаков, Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев – пытались руководить театром коллегиально, однако в 1972 году труппа приняла решение, что театр должна возглавить Галина Волчек – режиссер, поставивший к тому времени целый ряд выдающихся спектаклей.

В 1974 году «Современник» переехал на Чистые пруды в реконструированное под нужды театра здание бывшего кинотеатра «Колизей». С тех пор этот адрес – Чистопрудный бульвар, дом 19 – родной дом театра. Именно с его обликом, со взметнувшими над бульваром белыми колоннами зрители отождествляют театр «Современник», режиссерам, артистам и спектаклям которого уже шесть десятков лет аплодируют зрители и в Москве, и на гастролях, а с ними коллектив побывал и в большинстве крупных городов России, и на площадках практически всех театральных столиц мира.

10 лет назад в 2006 году именно на Чистых прудах «Черешневый Лес» устроил грандиозный праздник в честь 50-летия «Современника». Был посажен вишневый сад, а на импровизированной сцене прошло яркое выступление Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева.

Все годы существования фестиваль «Черешневый Лес» связывает творческая и человеческая дружба с театром «Современник» и его художественным руководителем, народной артисткой СССР Галиной Волчек, одним из идейных вдохновителей и членом Попечительского совета фестиваля, лауреатом премии Олега Янковского.

В программе фестиваля разных лет были премьеры спектаклей Кирилла Серебренникова «Антоний и Клеопатра», «Заяц love story» Галины Волчек, «Скрытая перспектива» Евгения Арье, «Бог резни» Сергея Пускепалиса. Неоднократно театр предоставлял сцену друзьям фестиваля: Театру миниатюр Резо Габриадзе, израильскому театру "Гешер",  детскому «Театру на набережной».

Премии «Черешневого леса» «Творческое открытие», присуждаемой в честь Олега Янковского, удостоены артисты «Современника»: Сергей Гармаш, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Чулпан Хаматова, Алена Бабенко, Сергей Юшкевич и Евгения Симонова.


ФОТОРЕПОРТАЖ