• Вход
  • Регистрация

Новости


44 года назад Галина Волчек стала главным режиссером «Современника»

21/06/2016

44 года назад , 21 июня 1972 года, был подписан приказ о назначении Галины Волчек сначала главным режиссером, а потом и художественным руководителем Московского театра «Современник».

Галина Борисовна Волчек:

Я меньше всего на свете мечтала стать главным режиссером. Говорю, как на духу. Но выхода тогда не было. Уговаривали меня долго, и в результате уговорили. Наверное, сработало то, за что Ефремов называл меня «самой партийной из всех». Я никогда не была в КПСС, и никто и ни за что на свете не заставил бы меня туда вступить. Под «партийностью» он понимал патологически развитое во мне чувство долга. В этой ситуации отказаться было нельзя. Хотя я наперед знала, что меня ждет. И дело совсем даже не в ударах извне, хотя они были более чем болезненны. Как руководить своими товарищами, теми, с кем ты вчера была на равных? Хочешь ты того или нет, главный режиссер – всегда обидчик, всегда виновник. За успех отвечают все, дружно становясь под его знамена. А если – нет, кто ответит за неудачу? Кухня, ежедневная выматывающая работа труппе не видна, а судить о ней и выносить оценки может каждый. И тут ничего не поделаешь, такова человеческая природа.
День, когда я через силу, через «не хочу», сказала – «да», помню очень хорошо. Помню то собрание с выкриками – «Не волнуйся, мы будем помогать тебе во всем, поддерживать тебя». Жалею ли об этом согласии? – Бывали за эти годы и дни, когда я проклинала себя за это. Один раз после эмоциональных, жестоких и абсолютно незаслуженных обвинений в свой адрес от одной из коллег по работе в театре даже написала заявление по собственному желанию. Села в машину и уехала домой. А следом приехал весь худсовет с уговорами вернуться. Ежедневно, ежеминутно, днем, ночью, на отдыхе ощущать эту ответственность очень тяжело. Но это надо театру, который мы вместе создавали. Значит, выбора у меня нет. Тогда, в 1972 году, времени останавливать, размышлять у меня не было. И своей главной задачей я считала создание репертуара. Мы пошли по пути, кстати, отрицаемому Ефремовым в «Современнике». Он после нескольких опытов считал, что «чужих» нам не надо, режиссуру будем взращивать в своем коллективе. Мы же, не отрицая, а только поддерживая режиссерские интересы внутри – так появились интереснейшие спектакли Игоря Кваши и Лили Толмачевой, стали приглашать в «Современник» как молодых – Валерия Фокина, Иосифа Райхельгауза, позднее Михаила Али-Хусейна, так и режиссеров со стороны, тех, с кем, нам казалось, будет интересно работать – первыми стали Анджей Вайда и Георгий Товстоногов. Театральная общественность потирала руки – «Вот, сразу видно, баба-дура, конкуренции не боится». А я ее и правда не боялась и не боюсь. Потому что самым важным для меня было и остается не сравнение моего спектакля с постановкой, к примеру, Вайды, а что и в каком режиссерском прочтении будет идти вечером на сцене театра. Как та или иная работа соответствует имени, которое носит театр с рождения – «Современник». И, главное, примут ли, поймут ли это зрители – те, ради кого мы собственно и существуем. Этим и только этим я и занимаюсь все эти годы в «Современнике».
Метки: